Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
Сельхозпроизводителям и фермерам разрешено заниматься сельским туризмом.
Сельхозпроизводителям разрешено, помимо сельскохозяйственного производства, осуществлять деятельность в сфере сельского туризма и другие виды деятельности, обеспечивающие устойчивое развитие сельских территорий.
Фермерские хозяйства при оказании услуг в сфере сельского туризма могут временно размещать туристов в жилых домах.
Фермерам разрешено реализовывать на участке из земель сельхозназначения собственную сельхозпродукцию в помещениях, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, или в нестационарных торговых объектах.
Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
Подавать документы на регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания могут представители по доверенности.
Закон расширяет возможности для подачи заявлений о регистрации по месту пребывания и месту жительства.
Заявления и иные документы для регистрационного учета разрешено подавать представителю гражданина по доверенности (нотариально удостоверенной или приравненной к ней).
Закон вступает в силу со дня опубликования.
Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 155-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"
Усовершенствована система соцзаказа.
Уточняется понятие госуслуги в социальной сфере. Потребители могут на портале Госуслуг выбирать исполнителя, подавать заявления о предоставлении, неоказании или ненадлежащем оказании услуг в социальной сфере.
Правительство будет утверждать перечень госуслуг, в отношении которых формируется федеральный соцзаказ. Высший исполнительный орган субъекта Федерации - перечень госуслуг для регионального соцзаказа, местная администрация - перечень муниципальных услуг для муниципального соцзаказа. Эти перечни будут размещаться на едином портале бюджетной системы.
Уточнен порядок отбора исполнителей услуг. Создаются дополнительные стимулы для участия в оказании соцуслуг для инвесторов, реализующих проекты с использованием инструментов в рамках соглашения о ГЧП/МЧП, концессионного соглашения.
Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 153-ФЗ "О внесении изменения в статью 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
За осужденными, находящимися в СИЗО, закреплено право как на краткосрочные, так и на длительные свидания.
За осужденными, привлекаемыми в качестве подозреваемого (обвиняемого), закрепляется право на краткосрочные и длительные свидания с родственниками и иными лицами с письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело в отношении этого осужденного.
Право на краткосрочные и длительные свидания с родственниками и иными лицами закреплено и за осужденными, привлекаемыми в качестве свидетеля либо потерпевшего.
Прописан порядок замены длительного свидания на краткосрочное, либо свидания на телефонный разговор.
Федеральный закон вступает в силу через 180 дней после его официального опубликования.
Федеральный закон от 22 июня 2024 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
Приватизация имущества религиозного назначения запрещена.
Введен запрет на приватизацию имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Сделки приватизации такого имущества являются недействительными, за исключением жилых помещений, в отношении которых на день вступления в силу закона заключен договор передачи жилого помещения гражданам. Закон вступает в силу со дня опубликования.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2024 г. N 21 "О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам"
Пленум ВС разъяснил, когда водитель может покинуть место ДТП.
В связи с ужесточением ответственности за преступления на дорогах ВС представил следующие разъяснения.
Ответственность наступает при совершении нарушения не только на дороге, но и в пределах обустроенных или специально приспособленных для движения транспорта полос земли, искусственных сооружений, прилегающих к ним территорий (во дворах МКД, в коттеджных поселках, на автостоянках, АЗС, территориях организаций), в лесу, в поле, на льду.
Оставление водителем места преступления может квалифицироваться по совокупности преступлений, если водитель осознавал, что оставляет в опасности пострадавшего. Отягчающим обстоятельством может быть алкогольное опьянение водителя.
Помощь пострадавшему в госпитализации не считается оставлением места ДТП, если это было вызвано необходимостью и не было иной возможности довезти пострадавшего к врачу.
ВС внес некоторые уточнения и в постановление об условно-досрочном освобождении. Если неотбытая часть наказания заменена принудительными работами, то срок для УДО исчисляется с момента начала отбывания лишения свободы.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2024 г. N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в практике судов общей юрисдикции при рассмотрении административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел, в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа (главы 312 и 313 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)"
Нюансы вынесения решений о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания и закрытые спецучреждения.
Верховный Суд рассмотрел некоторые вопросы, связанные с помещением несовершеннолетних в центры временного содержания, в закрытые спецучреждения. Разъяснен порядок участия в административном деле законного представителя несовершеннолетнего, уполномоченного по правам ребенка, органа опеки (попечительства). Раскрыты нормы о подаче административных исковых заявлений, о сроках пребывания в учреждениях, об их продлении, об исследовании материалов дел. В частности, отмечено следующее.
Административные дела не могут быть рассмотрены в порядке упрощенного (письменного) производства. Исковое заявление о помещении несовершеннолетнего в центр подается в суд ОВД в течение 1 месяца со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего или об отказе в его возбуждении либо возникновения иных обстоятельств. Указанный срок может быть восстановлен судом.
Прокурор вправе обратиться с исковым заявлением о помещении несовершеннолетнего в закрытое спецучреждение, о досрочном прекращении пребывания в нем, о переводе в другое учреждение, о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего в недобровольном порядке для определения возможности его помещения в учреждение.
В отдельном процессе не могут быть оспорены прилагаемые к административному исковому заявлению о помещении в закрытое спецучреждение постановление комиссии по делам несовершеннолетних, характеристика с места учебы (работы), акт обследования семейно-бытовых условий жизни, справка ОВД и т. д. Они сами по себе не влекут правовых последствий для несовершеннолетнего. Возражения относительно указанных доказательств должен оценить суд.
Несовершеннолетние дети - мигранты и их законные представители уведомляются судом о праве на свободу общения с консульскими должностными лицами соответствующего иностранного государства и доступа к ним.
При помещении несовершеннолетнего в учреждение нельзя игнорировать наличие у него психических заболеваний, ограниченных возможностей. Суд должен выяснить, имеется ли в учреждении возможность оказания необходимой помощи.
Вопрос о сроке, в течение которого несовершеннолетний может содержаться в центре либо на который продлевается его содержание в нем, решается исходя из времени, минимально необходимого для достижения целей помещения в центр, что отражается в мотивировочной части решения суда.
Недопустимо участие в административном деле в качестве законного представителя родителя, который совершил общественно опасное деяние в отношении несовершеннолетнего, совместно с несовершеннолетним.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2024 г. N 18 "О судебной практике отмены условного осуждения или продления испытательного срока"
ВС разъяснил, в каких случаях можно отменить условное осуждение и в каких - продлить испытательный срок.
Верховный Суд указал на особенности назначения условного осуждения, его отмены, продления испытательного срока. В частности, отмечено следующее.
Цель назначения условного осуждения - это исправление лица в течение испытательного срока без реального отбывания основного наказания.
Об исправлении могут свидетельствовать в т. ч. положительные характеристики с места жительства, учебы, работы или службы, участие в благотворительных, волонтерских организациях, патриотических движениях, в боевых действиях. Также нужно возместить причиненный преступлением вред. Отсутствие у осужденного денежных средств не является уважительной причиной для невозмещения вреда. Уважительными причинами могут считаться возникшие после постановления приговора обстоятельства, из-за которых гражданин лишен возможности в течение испытательного срока возместить вред (например, длительная нетрудоспособность, невыплата зарплаты, утрата заработка или имущества по независящим от осужденного обстоятельствам).
Отмена условного осуждения возможна по истечении не менее половины установленного испытательного срока, если гражданин доказал свое исправление, возместил вред. При рассмотрении данного вопроса в отношении лица, которому назначен дополнительный вид наказания и который до истечения испытательного срока своим поведением доказал исправление, суд принимает решение об отмене условного осуждения и о снятии судимости лишь после отбытия им дополнительного наказания. Основанием для продления условно осужденному испытательного срока может являться как одно из допущенных им нарушений, перечисленных в УК РФ, так и совокупность таких нарушений. Если гражданин в течение испытательного срока, в т. ч. установленного в максимальном пределе, уклонился от исполнения обязанностей, от возмещения вреда либо нарушил общественный порядок, то суд продлевает испытательный срок. С учетом поведения осужденного и других данных, характеризующих его личность, допускается выйти за пределы максимального срока, но не более чем на 1 год. Можно продлить испытательный срок более одного раза, если общий срок продления не превышает 1 года.
Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней. В таком случае принимается решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания. Решение может быть принято без участия лица, но с обязательным участием адвоката.
Ранее выпущенные разъяснения признаны утратившими силу.